Здесь предлагаю размещать полезную информацию, по вождению и управлению автомобилем.
Начну именно с этой темы, так как она наиболее актуальна. Удачи!
"С самого начала я хочу немного рассказать Вам о колесе, с помощью которого мы передвигаемся на машине. С момента изобретения колеса, человечество сделало много открытий связанных с тем колесом, которое оно изобрело ранее. Нам с Вами надо будет использовать всего лишь несколько из них. Итак, о колесе.
Я не удивлю Вас, когда сообщу Вам, что колесо имеет три состояния: Покоя (не крутится), Качения (катится), Скольжения (скользит). Вас может удивить другая информация. Если уж не удивит, то следующая информация уж точно пригодится Вам в повседневном вождении. Самое лучшее сцепление с дорогой имеет стоящее колесо. Далее среднее сцепление (хуже) имеет катящееся колесо. И самое наименьшее имеет скользящее колесо. Зачем я все это Вам рассказывал? А затем, чтобы предупредить Вас об опасности скольжения. Вы не сможете управлять автомобилем, пока колеса вашего автомобиля будут скользить. Вы не сможете тормозить, разгоняться, а также поворачивать пока колеса Вашего автомобиля скользят. Для хорошего управления автомобилем, Вам необходимо прекратить скольжение колес! И ВСЁ!
Это главное правило, которое спасет Ваш автомобиль на зимней дороге, а Вас от 'неожиданных неожиданностей' и неприятностей. Вас, вероятно уже интересует, что можно сделать, если процесс скольжения уже пошел. Все очень просто. Нужно убрать причину! И-и-и-и всё!
Чтобы Вам было проще ориентироваться, сейчас я расскажу Вам причины, из-за которых колеса Вашего автомобиля могут начать скольжение. Итак, любой автомобиль заскользит, если Вы сильно нажимаете на педаль тормоза. Любой означает - переднеприводный, заднеприводный, полноприводный. Если у Вас на автомобиле установлена система АБС, то при сильном нажатии компьютер сам отпустит педаль до того состояния, когда колеса начнут вращаться. В этом процессе Вы прямо правой ногой почувствуете, что педаль тормоза стала как будто живая, она прыгает, то выскакивает вверх, то утапливается вновь, уходит вниз. Если работа АБС на вашем автомобиле правильная, то из-за торможения у Вас колеса скользить не будут. Автомобиль, правда,будет останавливаться дальше примерно на 7-10 % пути. Учтите это при торможении.
Вторая причина для скольжения колес - это сильно повернутые колеса. Зимой чем быстрее ты едешь, тем меньше ты можешь поворачивать руль! Запомните этот важный совет, он не раз может спасти Вас на зимней дороге. Из него следует еще одно важное заключение. Если Вам необходимо пройти крутой поворот и предстоит сильно повернуть колеса, то безопасно сделать это удастся только на маленькой скорости. Обычные повороты на перекрестках, которые мы обычно проходим на скорости 22-25 км/ч (первая или вторая передача), на льду необходимо проходить на скорости примерно 7 - 10 км/ч. Далее начинается скольжение колес. Можно пробовать проходить эти повороты и на большей скорости, но сначала лучше не рисковать, особенно, если Вы не успели поставить зимние шины, но уже попали в сложные дорожные условия.
Следующей причиной для скольжения колес может быть: педаль газа! Если Вы нажмете больше, чем может выдержать сцепление колеса с дорогой, то начнется скольжение колеса. И не важно будет ваша машина в этот момент двигаться по прямой или будет в повороте. Хорошо я сказал: ':больше чем может выдержать сцепление колеса:'? И тут я мог бы удариться в пояснение того, что я сказал. И это будет бесполезно, т.к. Вас сейчас, должно быть, интересует совсем другое. Если сейчас Вас интересует, как и из каких сил складывается сцепление колеса с дорогой и чем им можно управлять, то предлагаем Вам прочитать множество книг по управлению автомобилем в критических ситуациях, в них много формул и расчетов. Потратив пару недель, вы разберетесь с этим вопросом досконально и у Вас, уверен, не будет в этом вопросе белых пятен. Если же сейчас Вас интересует, как можно уловить тот момент, когда сцепление колеса 'не выдерживает', то Вы находитесь на кратчайшем пути к безопасности. Момент, о котором мы говорим, Вам предстоит именно улавливать или как водители и инструкторы по вождению говорят 'почувствовать'.
Хорошо! Если оно так, тогда какие органы чувств нам надо задействовать? Что нам предстоит почувствовать: холод, шум, влажность, или это будет что-то другое? Что будет говорить о том, что мы, наконец, почувствовали то, чего опасаемся? Вот на какие вопросы нам предстоит ответить сейчас.
А между тем в вопросе ощущений нет ничего сложного. Как только колесо заскользит, Вы увидите глазами, что автомобиль едет не туда, куда Вы его посылаете. Если Вы не отрываете спину от спинки сидения при поворотах руля, то через пару недель зимнего вождения, Вы, может быть, сможете чувствовать спиной (кожа на спине смещается - тело дает сигнал Вам) самое начало того, что автомобиль сбивается с нужного направления. Чувствовать спиной малейшие отклонения курса автомобиля - это высший пилотаж, доступный, кстати, не всем водителям. Пока эта способность у Вас еще не натренирована, Вам главное внимательно наблюдать (глазами) за поведением автомобиля. Как только он отклонился от курса, немедленно устраняйте причину скольжения. Немедленно! Иначе потом будет труднее поймать автомобиль. А причина - чрезмерное нажатие на педаль газа.
Прочитав все вышесказанное, Вы, вероятно, подумали, что газ нажимать в повороте теперь совсем не будете. В таком случае у меня для Вас неприятная новость. Это не выход из положения! В повороте, когда Вы 'закрутили' руль, автомобиль начинает терять скорость, это обычное поведение автомобиля. Опытные водители, которых на дороге больше чем новичков, знают это и обычно 'добавляют газ' как только вошли в поворот. Если Вы не будете 'добавлять газ' как только Вы вошли в поворот, то можете стать неожиданным препятствием на пути опытного водителя (который добавляет газ, как только вошел в поворот . И не знаю, будет ли безопасным, когда он начнет обгонять Вас в повороте. И будет ли это желанным и удобным для Вас? Может лучше нажимать, но правильно дозировать?
К этому моменту нашей лекции мы перечислили Вам причины связанные с поведением автомобиля и рассказали Вам о способах подчинить себе автомобиль. В нашем рассказе об опасностях зимней дороги мы совершенно не упомянули о поведении людей. 'А что в поведении людей тоже может быть какая-то опасность',- спросите Вы. Может! Или, может быть, Вы зададите мне другой вопрос, похожий на этот: 'А можно ли как-то управлять поведением людей на зимней дороге?'
Опасность в поведении людей есть огромная! В начале зимы люди ожидают привычного поведения автомобиля. Привычного - означает того, к которому они привыкли за все месяцы, что ездили по летней дороге. В этом есть серьезная опасность, они НЕ МОГУТ ПОЛНОСТЬЮ КОНТРОЛИРОВАТЬ СВОИ АВТОМОБИЛИ! Это означает, что Вас могут зацепить. А сегодня как раз тот день, когда вам этого не нужно. С помощью чего можно спастись, если это вообще возможно? Спастись возможно! И способов спасения на зимней дороге не очень много. Для того чтобы спастись от опасности ошибок других водителей, нужно научиться компенсировать ошибки других водителей, мы уже не раз говорили об этом в наших статьях. Научиться - значит научить себя. Вам будет очень трудно продвигаться в этом вопросе и делать это, если Вы будете считать, что 'сзади все застраховано', я уже говорил об этом и в прошлых выпусках нашего издания и в этом. Для того чтобы спастись необходимо решить для себя, что все, что происходит в вашем вождении, будет зависеть только от Вас, а не от них. Не поднимайте лапки к верху, не надо сдаваться раньше времени. Если Вы решите, что все что происходит, зависит только от Вас, то так оно и будет со времением.
И первое, и второе, и самое главное правило безопасного зимнего вождения - обеспечение дистанции впереди автомобиля. Запомните, Вы способны компенсировать даже несоблюдение дистанции водителем, двигающимся сзади Вас, если соблюдаете безопасную дистанцию впереди. Об этом мы рассказывали Вам еще в статье о том, как выбрать безопасную дистанцию и в статье посвященной защитному торможению. Сейчас я хочу сказать лишь следующее. Если впереди себя Вы поддерживаете большую дистанцию, то Вы всегда можете тормозить более плавно, чем тормозит тот, кто едет впереди Вас. В этом-то и будет заключаться компенсация ошибки того, кто едет за Вами. И вы таким образом спасете себя от многих бед.